Перевод стать Erno Kiiski “Popularity of mobile game art styles and genres — data breakdown” с сайта gamerefinery.com
Что влияет на популярность мобильных игр?
Рынок мобильных игр является одним из наиболее востребованных и перспективных с точки зрения целевой аудитории и рентабельности в целом. Поэтому сегодня в своем блоге мне хотелось бы изучить ключевые факторы, обеспечивающие популярность той или иной игры на рынке.
С моей точки зрения основными факторами являются — жанр мобильной игры и ее визуальная составляющая. Именно они диктуют разработчикам логику первичного мониторинга потребительских предпочтений на рынке с тем, чтобы в дальнейшем представить качественный продукт, который будет пользоваться высоким спросом.
В процессе написания данной статьи я решил изучить сразу несколько сегментов этого рынка, и понять — какие именно жанры мобильных игр востребованы целевой аудиторией в США, Китае и в Японии.
На данном этапе рынок мобильных игр буквально переполнен, и отнести какую-либо игру к определенному жанру становится сложнее. Помимо визуальной составляющей самой игры существует ряд дополнительных элементов, которые необходимо учитывать, а именно: общую концепцию, место действия игры, аспекты и детализацию игрового мира, а также набор игровых механик, которые диктуют общий геймплей.
Поэтому сегодня перечень игровых жанров является достаточно разветвленным, и состоит из различных категорий. В свою очередь каждая категория также разделяется на отдельные жанры и их элементы. При этом для адекватного изучения зарубежного рынка я предлагаю использовать западную типологию, на которую также ориентируются отечественные игроки.
Наглядно, общая типология жанров современных мобильных игр представлена ниже:
Возьмем для примера всем известную игру «Summoners War». С точки зрения представленной выше типологии она может быть отнесена к категории «Mid-Core», ее жанр — RPG, а «поджанр» — к пошаговой RPG.
Сегодня можно самостоятельно найти множество материалов в интернете, подробно изучить каждый из представленных жанров, понять — чем они отличаются. Однако в рамках этой статьи эта тема не будет рассматриваться.
Вместо этого предлагаю найти ответ на простой вопрос:
Что такое — жанр мобильной игры?
С визуальной точки зрения речь идет об игровом мире и временной эпохе, куда попадает игрок.
Допустим, если в игровом мире игры присутствуют рыцари, замки, катапульты, а сам мир подобен нашему, то речь идет об Историческом жанре с элементами Реализма. Однако если в игре присутствуют волшебники, тролли или драконы, то жанр этой игры — Фэнтези.
Сейчас предлагаю ознакомиться с результатами проведенного мною мониторинга 200 наиболее кассовых в США, Японии и Китае мобильных игр с точки зрения жанровой составляющей:
Из представленных данных следует, что на рынке США наибольшей популярностью среди игроков сегодня пользуются игры, в которых представлен Современный игровой мир с элементами Реализма (43%). При этом следующую строчку занимает жанр Фэнтези, а замыкает тройку лидеров жанр — Другие (22%). Справедливости ради, замечу, что к последней категории относятся игры, жанр которых нельзя отнести к существующей сегодня типологии.
При этом на рынке Китая особенным спросом пользуется жанр Фэнтези (46%), а в Японии первое место уверенно делят Фэнтези и Современный игровой мир (32% и 29% соответственно).
Сравнительный анализ популярности игровых жанров:
- На всех изученных рынках игры Научно-фантастического жанра особенным спросом не пользуются;
- По сравнению с рынками в странах Азии, на рынке США доминируют игры, в которых представлен Современный игровой мир с элементами Реализма;
- Жанр Другие не может быть отнесен ни к одному из общепринятых и, таким образом, та же не менее популярная сегодня Angry Birds будет преимущественно доминировать именно в США, а не в странах Азии;
- Игры с элементами Историзма более популярны на рынках стран Азии, где пользуются спросом игры с миром, в котором представлена эпоха Эдо в Японии (например, игра Three Kingdoms);
- Игры смешанных жанров (допустим, Научно-фантастический жанр с элементами Фэнтези) пользуются наибольшим спросом на рынке стран Азии.
Наиболее популярные категории игровых жанров сегодня
Ранее я уже делал акцент на том, что несколько жанров могут быть отнесены к какой-то конкретной категории. Поэтому далее предлагаю повторно изучить рынки мобильных игр США, Японии и Китая с точки зрения этого аспекта:
Сравнительный анализ популярности отдельных категорий игровых жанров:
- На рынке мобильных игр в США явно преобладает категория игр в стиле Casual, в то время как категория Mid-Core стоит на втором месте, однако в странах Азии — в Японии и в Китае именно игры этой категории являются наиболее популярными;
- Большинство игр (примерно 40%) в категории Mid-Core на рынке США и Японии представлены в жанре Фэнтези, однако в Китае их численность заметно выше — более 60%;
- Если рассматривать популярность игр категории Mid-Core в Японии, то можно отметить, что игры Смешанного жанра (например, Научно-фантастического жанра с элементами Фэнтези) составляют примерно пятую часть от их общего числа;
- На всех рынках прослеживается четкое доминирование игр, в которых представлен Современный игровой мир с элементами Реализма, над играми Спортивного жанра и Гоночными играми, популярность которых является достаточно низкой на всех трех рынках в целом;
- Большинство современных мобильных игр в Историческом жанре с элементами Реализма относятся к категории Mid-Core.
Таким образом, на данном этапе мы немного разобрались с аспектами популярности игровых жанров, но возникает следующий вопрос:
Как влияет стиль мобильной игры на ее популярность?
В целом, стиль игры определяется ее визуальной составляющей, персонажами, зданиями, предметами и лутом, который может обнаружить игрок в мире самой игры.
Далее я попробую снова изучить наиболее популярные мобильные игры США, Китая и Японии с учетом этого критерия и сделать определенные выводы.
Результаты моего исследования всех трех рынков представлены ниже:
В целом, на рынке США наибольшей популярностью пользуются игры с элементами Реализма, а также игры, выполненные в Мультипликационном стиле. Однако стиль Манга так и не смог завоевать популярность на территории этой страны.
В свою очередь на рынке Китая именно эти три стиля пользуются наибольшим и примерно равным спросом среди игроков.
Если рассматривать рынок Японии, то бесспорным лидером являются игры в стиле Манга (62% от общей численности наиболее популярных игр). При этом оставшиеся 40% игр на территории этой страны представлены играми с элементами Реализма, а также играми, выполненными в Мультипликационном стиле, характерном для стран запада.
Сравнительный анализ популярности мобильных игр в соответствии с их стилем и визуальной составляющей:
- Игры в стиле Манга наиболее популярны в Японии, однако востребованы также и в Китае. Однако на рынке США игры в этом стиле практически не пользуются спросом (7%);
- Игры, выполненные в Мультипликационном стиле наиболее популярны на рынке США;
- По сравнению с рынками Китая и США, на территории Японии игры с элементами Реализма пользуются наименьшим спросом.
Попробуем разделить существующие стили игр на отдельные категории
Как и в случае с игровыми жанрами, весь спектр существующих стилей мобильных игр также может быть представлен в виде отдельных категорий, а изучение популярности игровых сегментов в данном контексте на территории США будет выглядеть следующим образом:
Из представленных данных следует, что на рынке США для игр жанра Casual наибольшим спросом пользуются игры, выполненные в Мультипликационном стиле (более 71%). При этом игры с элементами Реализма популярны в рамках жанров Mid-Core и игр-казино.
Рассмотрим ситуацию на рынке Китая:
Наибольшим спросом в этой стране пользуются игры категории Mid-Core, а лидирующими стилями в рамках этой категории являются стили Манга и Реализм. При этом если рассматривать сегмент игр стиля Casual, то игры с элементами Реализма практически не пользуются спросом, в то время как стили Манга и Мультипликационный стиль являются более востребованными.
Ниже представлены результаты анализа рынка мобильных игр в Японии:
На рынке этой страны наибольшим спросом пользуются игры в стиле Манга, который, в свою очередь, пользуется высокой популярностью среди игр сегмента Mid-Core и Casual.
Сравнительный анализ популярности отдельных категорий игровых стилей:
- В странах Азии игры категории Casual практически не используют элементы Реализма, однако на территории США численность таких игр этой категории составляет 27%;
- В Японии только в 58% случаях Спортивные и Гоночные игры используют элементы Реализма, при этом на рынках США и Китая численность этих игр значительно выше;
- Наибольшее число игр в стиле Манга, представленных на рынке США, относятся к категории Mid-Core.
Влияние стиля и жанра на популярность мобильных игр
На данном этапе было бы неплохо посмотреть на оба изученных критерия одновременно. Результаты такого комплексного анализа представлены ниже:
Сравнительный анализ и общие выводы:
- На рынке мобильных игр Японии сегодня доминируют игры в Мультипликационном стиле и в стиле Манга. В свою очередь, в Китае и США на первых местах стоят игры жанра Фэнтези с элементами Реализма;
- На всех рынках, включая США, наиболее популярный стиль в играх Смешанного жанра — Манга;
- Не менее удивительным является тот факт, что Мультипликационный стиль практически не пользуется популярностью в Научно-фантастических играх или в Исторических играх с элементами Реализма на всех изученных рынках;
- В большинстве случаев Мультипликационный стиль используется в играх, жанр которых относится к категории Другие и не может быть отнесен к какому-либо конкретному жанру.
По результатам проведенного мною исследования возникает справедливый вопрос:
Стоит ли нам ждать перемен?
Представленные результаты отражают лишь текущую ситуацию на рынке мобильных игр. Однако с моей точки зрения было бы не менее интересно понять динамику изменений в длительной перспективе.
Например, сможет ли очередная часть всем известной игры Mario Kart изменить основные тенденции рынка и заставить наконец-то разработчиков использовать Мультипликационный стиль в Спортивных и гоночных играх?
Или, может быть, в ближайшем будущем нас ждет возрождение игр в жанре Научной фантастики?
Мне кажется, что на самом деле динамика сегмента мобильных игр совершенно непредсказуема, ведь потребности целевой аудитории постоянно меняются. В любом случае для меня эта тема действительно представляет интерес. Поэтому я планирую и далее отслеживать ситуацию на рынке, а также делиться наиболее интересной информацией с Вами, дорогие читатели.